четверг, 13 декабря 2012 г.

Orthogonal Arrays

Pairwise testing. Part 1 - Orthogonal Arrays


Вступление


Рассмотрим следующие ситуации:

 1. Сайт должен работать в 8 браузерах - Internet Explorer 6, 7, и 8, Netscape 6.0 и 7.0, Mozilla 2 и 3, и Opera 9; используя плагины - RealPlayer, MediaPlayer, без плагинов; на ОС - Windows  NT, 2003, XP, vista, 2008 и seven; на разных веб серверах - IIS, Apache, и WebLogic; запущенных на сервере с разными ОС - Windows 2003, 2008 и Linux.
  * 8 бразуеров
  * 3 плагина
  * 6 ОС клиента
  * 3 веб сервера
  * 3 ОС сервера
Итого: 1,296 возможных комбинаций.

 2. Банк создал новую систему обработки данных. У этого банка есть разные клиенты - очень важные клиенты, юр. лица и физ. лица; различные виды счетов - сберегательные, ипотечные кредиты, потребительские кредиты, и коммерческие кредиты; плюс отделения банка работают в разных штатах, с разной спецификой проведения фин. операций - Калифорния, Невада, Юта, Айдахо, Аризона и Нью-Мехико.
 * 4 типа клиентов
 * 5 типов аккаунтов
 * 6 штатов
Итого: 120 комбинаций.

 3. В ООП приложении, объект класса "А" может передать параметром объект класса "P", объекту класса "X". Классы B,C,и D унаследованы от класса A, и тоже могут передавать данные. Классы Q, R, S и T унаследованы от класса P и могут быть переданы как данные. Классы Y и Z унаследованы от класса X и могут получать данные.
 * 4 классов отправителя
 * 5 классов данных
 * 3 класса приемника.
Итого: 60 комбинаций.


Что общего у этих примеров? В каждом случае мы имеем большое количество комбинаций, которые необходимо протестировать, причем не тестировать какие то комбинации выглядит рискованно. Но количество комбинаций настолько велико, что скорее всего у нас не хватит ресурсов, чтобы спроектировать и пройти тест кейсы. Поэтому, учитывая наши ограниченные ресурсы, каким то магическим образом, мы должны отобрать только часть комбинаций. Pairwise testing и есть этот магический способ.

В чём заключается магия выбора комбинаций Pairwise testing? Не следует пытаться проверить все комбинации значений для всех переменных, а проверять комбинации пар значений переменных(пока наверно не сильно понятно, но это ничего :)). Эта техника существенно уменьшает количество комбинаций для тестирования.
Например:
 * Если приложение имеет 4 разных входных параметра, и каждый из этих параметров может принимать 3 различных значения, то количество комбинаций будет 3 в 4 степени, а т.е. 81 комбинация. Попарно (pairwise), можно покрыть все входные значения за 8 тест кейсов.
 * Если приложение имеет 13 разных входных параметров, и каждый из этих параметров может принимать 3 различных значения, то количество комбинаций будет 3 в 13 степени, а т.е. 1 594 323 комбинаций. Попарно, можно покрыть все входные значения за 15 тест кейсов.
 * Если приложение имеет 20 разных входных параметров, и каждый из этих параметров может принимать 10 различных значения, то количество комбинаций будет 20 в 10 степени. Попарно, можно покрыть все входные значения за 180 тест кейсов.

Несколько исследований о pairwise testing:
 * Исследование, опубликованное Brownlie of AT&T в отношении тестирования local-area network-based electronic mail system гласит, что применение pairwise testing обнаружило на 28% дефектов больше, чем их оригинальный план разработки и выполнения 1 500 тест кейсов (позже количество тест кейсов было сокращено до 1 000 из-за временных ограничений), и заняло на 50% меньше ресурсов.
 * Kuhn и Reilly проанализированы недостатки, записанные в базе данных браузера Mozilla. Они определили, что pairwise testing обнаружили бы 76% найденных ошибок.
 * Wallace и Kuhn опубликовали исследование, проведенное Национальным институтом стандартов и технологий над ошибками ПО в отозванных мед. устройствах, собиравшимися на протяжении 15 лет. Они пришли к выводу, что 98% дефектов могли быть обнаружены с помощью pairwise testing. Т.е., по этой статистике, 98% ошибок возникают при конфликте ПАР входных данных или неверной интерпретацией 1 входного параметра системой, что pairwise testing покрывает. Еще раз, ошибки источником которых является комбинация 3х конкретных входных параметров составляет 2%.

Почему pairwise testing так хорошо работает? Неизветсно. В любом случае, успех применения этой техники на многих проектах является отличной мотивацией для ее использования.

Pairwise testing основывается на orthogonal arrays или the Allpairs algorithm. В этом посте будем рассматривать pairwise testing на основе orthogonal arrays.



Orthogonal Arrays

Сколько комбинаций существует для пары значений "1" и "2"? {1,1}, {1,2}, {2,1} и {2,2}. Ортогональный массив - это 2х мерный массив, с таким интересным свойством - выберите любые 2 столбца массива и найдете в них все комбинации значений этих столбцов. Т.е. если мы возьмем 2 столбца из ортогонального массива, в которых могут быть значения только "1" или "2", то найдем следующие строки для этих столбцов - {1,1}, {1,2}, {2,1} и {2,2}.

Например, у нашего приложения 3 входных параметра, причем каждый бинарный (принимает значение "1" или "2"). Все возможные комбинации входных данных:

#строки
Переменная 1

Переменная 2

Переменная 3

1

1

1

1

2

2

1

1

3

1

2

1

4

1

1

2

5

2

2

1

6

1

2

2

7

2

1

2

8

2

2

2

А ортогональный массив для этих данных будет выглядеть так:
# строки
Переменная 1

Переменная 2

Переменная 3

1

1

1

1

2

1

2

2

3

2

1

2

4

2

2

1

Возьмем столбец 1 и 3, и посмотрим, есть ли в них все комбинации этих столбцов (значения {1,1}, {1,2}, {2,1} и {2,2}) - да, есть. Возьмем столбец 1 и 2, и посмотрим, есть ли в них все комбинации значений этих столбцов (опять же значения {1,1}, {1,2}, {2,1} и {2,2}) - да есть. Возьмем столбец 2 и 3, и посмотрим, есть ли есть ли в них все комбинации значений этих столбцов ({1,1}, {1,2}, {2,1} и {2,2}) - да есть. Это ортогональный массив. Записывается он в таком виде - L4(23), где L4 означает, что ортогональный массив с 4 строками, а (23) - это не степень, это означает, что у массива 3 столбца, в котором значения могут быть "1" или "2".

Давайте возьмем ортогональный массив побольше. Допустим у нас есть 5 входных данных, каждое может принимать значения "1", "2" или "3". Как много существует пар для значений"1", "2" и "3"? {1,1}, {1,2}, {1,3}, {2,1}, {2,2}, {2,3}, {3,1}, {3,2}, и {3,3}. Рассмотрим L9(35) ортогональный массив:



# строки 

переменная 1         

переменная 2     

переменная 3     

переменная 4     

переменная5     

1

1

1

1

1

1

2

1

2

3

3

1

3

1

3

2

3

2

4

1

2

2

1

3

5

1

3

1

2

3

6

1

1

3

2

2

7

2

2

2

2

2

8

2

3

1

1

2

9

2

1

3

1

3

10

2

3

3

2

1

11

2

1

2

3

1

12

2

2

1

3

3

13

3

3

3

3

3

14

3

1

2

2

3

15

3

2

1

2

1

16

3

1

1

3

2

17

3

2

3

1

2

18

3

3

2

1

1
Примечание: Всего возможных комбинаций в этом случае 243.
Можете проверить - взяв любые 2 столбца вы найдете в них все возможные значения пар значений - {1,1}, {1,2}, {1,3}, {2,1}, {2,2}, {2,3}, {3,1}, {3,2}, и {3,3}.

Вернемся к определению ортогональных массивов:
Ортогональный массив - это 2х мерный массив, с таким интересным свойством - выберите любые 2 столбца массива и найдете в них все комбинации значений этих столбцов.

Это определение не полное. Массив содержит не только все комбинации значений 2х столбцов. Если какая то пара значений  2х столбцов встречается несколько раз, то все возможные парные комбинации значений этих столбцов должны встретится столько же раз. Это происходит потому что ортогональный массив должен быть сбалансирован. Посмотрите на столбцы 3 и 5 - найдите комбинацию (3,2). Эта комбинация встречается в строках 6 и 17. Значит для этих столбцов, все возможные комбинации значений( а это {1,1}, {1,2}, {1,3}, {2,1}, {2,2}, {2,3}, {3,1}, {3,2}, и {3,3}) встретятся дважды.

В ортогональных массивах необязательно все столбцы должны иметь одинаковое количество значений. Существуют смешанные (mixed) ортогональные массивы. Следующий массив - смешанный ортогональный массив L18(2137). У него 2 столбца со значениями "1" и "2" и 7 столбцов со значениями "1", "2", "3".

# строки
 1     

  2     

  3     

  4     

  5     

  6     

  7     

  8     

1

1

1

1

1

1

1

1

1

2

1

1

2

2

2

2

2

2

3

1

1

3

3

3

3

3

3

4

1

2

1

1

2

2

3

3

5

1

2

2

2

3

3

1

1

6

1

2

3

3

1

1

2

2

7

1

3

1

2

1

3

2

3

8

1

3

2

3

2

1

3

1

9

1

3

3

1

3

2

1

2

10

2

1

1

3

3

2

2

1

11

2

1

2

1

1

3

3

2

12

2

1

3

2

2

1

1

3

13

2

2

1

2

3

1

3

2

14

2

2

2

3

1

2

1

3

15

2

2

3

1

2

3

2

1

16

2

3

1

3

2

3

1

2

17

2

3

2

1

3

1

2

3

18

2

3

3

2

1

2

3

1
Важно: не бойтесь, вам  не придется самостоятельно создавать ортогональные массивы, только если вы этого сами не захотите :). Есть гора тулзов, которые создадут вам ортогональные массивы для ваших нужд. Например веб тулза http://www.testersdesk.com/pairwse_testersdesk.html (требует регистрации для использования).

Использование ортогональных массивов

 1. Определите переменные (кол-во входных данных)
   Важно: необходимо выбирать входные данные, любые комбинации значений которых, могут логически существовать. Например, если нам нужно проверить на браузерах: IE и FF, и операционных системах Linux и Windows, то мы явно не сможем проверить работу сайта под линухом в IE (ну или это лишено логического смысла). В этом случае необходимо сделать 2 ортогональных массива с браузерами для линуха и windows.

 2. Определите количество значений, которое может принимать каждая переменная (каждый входнной данный :))
  Важно: К моменту определения количества значений вы уже должны применить всевозможные техники тест дизайна для уменьшения количества значений - классы эквивалентности, граничные значения и др. Например, если переменная может принимать значения от 1 до 100, то ортогональный массив, в котором 1 столбец может принимать 100 значений очень существенно разрастется, по сравнению с ортогональным массивом, где вы разбили 100 значений на классы эквивалентности и теперь эта переменная может принимать, скажем, 5 значений - 5 диапазонов классов эквивалентности.

 3. Определите ортогональный массив, у которого будет столбец для каждой переменной (каждый столбец ортогонального массива имеет столько же вариантов значений, сколько имеет ваша переменная).

 4. Спроецируйте (map) задачу тестирования на ортогональный массив.
   Важно: шаги 3 и 4 успешно делают различные утилиты, например как http://www.testersdesk.com/pairwse_testersdesk.html. Вам всего лишь нужно вбить в нее какие входные данные могут быть, например так:
Journey mode: Return trip, One way
Preferred time: Morning, Afternoon, Evening, Late night
Leaving from: Type1_City,Type2_City,Type3_City
Going to: Type1_City,Type2_City,Type3_City
Booking type: Economy, First class
Customer type: Registered, New
Adults: 1, 2, 3, 4, 5, 6
Children: 0, 1, 2, 3, 4
Все остальное утилита сделает сама и вам останется перейти к 5 шагу.

 5. Постройте тест кейсы.

Перейдем наконец к примеру.
Сайт должен работать в 8 браузерах - Internet Explorer 5.0, 5.5, и 6; Netscape 6.0, 6.1 и 7.0; Mozilla 1.1;  Opera 7; используя плагины - RealPlayer, MediaPlayer, без плагинов; на ОС - Windows 95, 98, ME, NT, 2000, и XP; на разных веб серверах - IIS, Apache, и WebLogic; запущенных на сервере с разными ОС - Windows NT, 2000, и Linux.

1. Определите переменные (кол-во входных данных)
  * бразуеры
  * плагины
  * ОС клиента
  * веб сервера
  * ОС сервера
2. Определите количество значений, которое может принимать каждая переменная
  * 8 бразуеров - Internet Explorer 5.0, 5.5, and 6.0, Netscape 6.0, 6.1, and 7.0, Mozilla 1.1, and Opera 7.
  * 3 плагина - RealPlayer, MediaPlayer, без плагинов.
  * 6 ОС клиента - Windows 95, 98, ME, NT, 2000, and XP.
  * 3 веб сервера - IIS, Apache, и WebLogic..
  * 3 ОС сервера - Windows NT, 2000, and Linux..
3. Определите ортогональный массив, у которого будет столбец для каждой переменной.
Какой размер нам нужен? Для начала, ортогональный массив должен быть с 5 столбцами, каждый столбец для каждой переменной. Первый столбец должен принимать значения от 1 до 8 - браузеры. Второй столбец должен принимать значения от 1 до 3 - плагины. Третий столбец должен принимать значения от 1 до 6 - ОС клиента. Четвертый и пятный столбцы должны принимать значения от 1 до 3 - веб сервера и ОС сервера.

Итого нам нужен массив 816133. К сожалению, такого ортогонального массива не существует. Но существует ортогональный массив 8243, который нам подходит. Да да, подходит. Вот смотрите. Мы заменили колонки 81 и 61 на 82, а 33 заменили на 43.

Вы наверное скажите - у нас же 3 разных плагина, 3 веб сервера, 3 ОС сервера, где мы возьмем каждой переменной по еще одному значению? Ответ прост. Когда сформируется ортогональный массив, мы не существующие (лишние) значения просто заменим на любые валидные для переменной. Удалить строки с несуществующими значениями мы не можем - таким образом мы уничтожим баланс пар в ортогональном массиве. Поэтому просто заменим лишнее значение переменной любым валидным значениям. Давайте смотреть на примере.

Вот наш ортогональный массив 8243:

# строки 
  1     

  2     

  3     

  4     

  5     

1

1

1

1

1

1

2

1

4

3

4

4

3

1

4

2

4

4

4

1

1

4

1

1

5

1

3

5

3

3

6

1

2

7

2

2

7

1

2

6

2

2

8

1

3

8

3

3

9

3

4

1

3

3

10

3

1

3

2

2

11

3

1

2

2

2

12

3

4

4

3

3

13

3

2

5

1

1

14

3

3

7

4

4

15

3

3

6

4

4

16

3

2

8

1

1

17

2

3

1

2

1

18

2

2

3

3

4

19

2

2

2

3

4

20

2

3

4

2

1

21

2

1

5

4

3

22

2

4

7

1

2

23

2

4

6

1

2

24

2

1

8

4

3

25

4

2

1

4

3

26

4

3

3

1

2

27

4

3

2

1

2

28

4

2

4

4

3

29

4

4

5

2

1

30

4

1

7

3

4

31

4

1

6

3

4

32

4

4

8

2

1

33

5

2

1

4

2

34

5

3

3

1

3

35

5

3

2

1

3

36

5

2

4

4

2

37

5

4

5

2

4

38

5

1

7

3

1

39

5

1

6

3

1

40

5

4

8

2

4

41

7

3

1

2

4

42

7

2

3

3

1

43

7

2

2

3

1

44

7

3

4

2

4

45

7

1

5

4

2

46

7

4

7

1

3

47

7

4

6

1

3

48

7

1

8

4

2

49

6

4

1

3

2

50

6

1

3

2

3

51

6

1

2

2

3

52

6

4

4

3

2

53

6

2

5

1

4

54

6

3

7

4

1

55

6

3

6

4

1

56

6

2

8

1

4

57

8

1

1

1

4

58

8

4

3

4

1

59

8

4

2

4

1

60

8

1

4

1

4

61

8

3

5

3

2

62

8

2

7

2

3

63

8

2

6

2

3

64

8

3

8

3

2

Сформировали, пора переходит к четвёртому шагу.

 4. Спроецируйте задачу тестирования на ортогональный массив.
Значения браузера у нас проецируются на первый столбец ортогонального массива:
 1 = Internet Explorer 6
 2 = Internet Explorer 7
 3 = Internet Explorer 8
 4 = Netscape 6
 5 = Netscape 7
 6 = Mozilla 2
 7 = Mozilla 3
 8 = Opera 9

Заменим значения ортогонального массива на версии браузеров:


# строки

Browser

  2     

  3     

  4     

  5     

1

IE 5.0

1

1

1

1

2

IE 5.0

4

3

4

4

3

IE 5.0

4

2

4

4

4

IE 5.0

1

4

1

1

5

IE 5.0

3

5

3

3

6

IE 5.0

2

7

2

2

7

IE 5.0

2

6

2

2

8

IE 5.0

3

8

3

3

9

IE 6.0

4

1

3

3

10

IE 6.0

1

3

2

2

11

IE 6.0

1

2

2

2

12

IE 6.0

4

4

3

3

13

IE 6.0

2

5

1

1

14

IE 6.0

3

7

4

4

15

IE 6.0

3

6

4

4

16

IE 6.0

2

8

1

1

17

IE 5.5

3

1

2

1

18

IE 5.5

2

3

3

4

19

IE 5.5

2

2

3

4

20

IE 5.5

3

4

2

1

21

IE 5.5

1

5

4

3

22

IE 5.5

4

7

1

2

23

IE 5.5

4

6

1

2

24

IE 5.5

1

8

4

3

25

Net 6.0

2

1

4

3

26

Net 6.0

3

3

1

2

27

Net 6.0

3

2

1

2

28

Net 6.0

2

4

4

3

29

Net 6.0

4

5

2

1

30

Net 6.0

1

7

3

4

31

Net 6.0

1

6

3

4

32

Net 6.0

4

8

2

1

33

Net 6.1

2

1

4

2

34

Net 6.1

3

3

1

3

35

Net 6.1

3

2

1

3

36

Net 6.1

2

4

4

2

37

Net 6.1

4

5

2

4

38

Net 6.1

1

7

3

1

39

Net 6.1

1

6

3

1

40

Net 6.1

4

8

2

4

41

Moz 1.1

3

1

2

4

42

Moz 1.1

2

3

3

1

43

Moz 1.1

2

2

3

1

44

Moz 1.1

3

4

2

4

45

Moz 1.1

1

5

4

2

46

Moz 1.1

4

7

1

3

47

Moz 1.1

4

6

1

3

48

Moz 1.1

1

8

4

2

49

Net 7.0

4

1

3

2

50

Net 7.0

1

3

2

3

51

Net 7.0

1

2

2

3

52

Net 7.0

4

4

3

2

53

Net 7.0

2

5

1

4

54

Net 7.0

3

7

4

1

55

Net 7.0

3

6

4

1

56

Net 7.0

2

8

1

4

57

Opera 7

1

1

1

4

58

Opera 7

4

3

4

1

59

Opera 7

4

2

4

1

60

Opera 7

1

4

1

4

61

Opera 7

3

5

3

2

62

Opera 7

2

7

2

3

63

Opera 7

2

6

2

3

64

Opera 7

3

8

3

2

Таким же образом мы проецируем каждую переменную (входной параметр).

2ой столбец - плагины:
 1 = None
 2 = RealPlayer
 3 = MediaPlayer
 4 = 4. У нас нет 4ого значения плагинов. Так и оставяем "4"

3ий столбец - ОС клиента
 1 = Windows 95
 2 = Windows 98
 3 = Windows ME
 4 = Windows NT
 5 = Windows 2000
 6 = Windows XP
 7 = 7. У нас нет 7ого значения ОС клиента. Так и оставяем "7"
 8 = 8. У нас нет 8ого значения ОС клиента. Так и оставяем "8"

4ой столбец - веб серверы
 1 = IIS
 2 = Apache
 3 = WebLogic
 4 = 4. У нас нет 4ого значения веб серверов. Так и оставяем "4"

5ый столбец - ОС сервера:
 1 = Windows 2003
 2 = Windows 2008
 3 = Linux
 4 = 4. У нас нет 4ого значения ОС сервера. Так и оставяем "4"

Итого:

# строки

Browser

Plug-in

Client OS

Server

Server OS

1

IE 5.0

None

Win 95

IIS

Win NT

2

IE 5.0

4

Win ME

4

4

3

IE 5.0

4

Win 98

4

4

4

IE 5.0

None

Win NT

IIS

Win NT

5

IE 5.0

MediaPlayer

Win 2000

WebLogic

Linux

6

IE 5.0

RealPlayer

7

Apache

Win 2000

7

IE 5.0

RealPlayer

Win XP

Apache

Win 2000

8

IE 5.0

MediaPlayer

8

WebLogic

Linux

9

IE 6.0

4

Win 95

WebLogic

Linux

10

IE 6.0

None

Win ME

Apache

Win 2000

11

IE 6.0

None

Win 98

Apache

Win 2000

12

IE 6.0

4

Win NT

WebLogic

Linux

13

IE 6.0

RealPlayer

Win 2000

IIS

Win NT

14

IE 6.0

MediaPlayer

7

4

4

15

IE 6.0

MediaPlayer

Win XP

4

4

16

IE 6.0

RealPlayer

8

US

Win NT

17

IE 5.5

MediaPlayer

Win 95

Apache

Win NT

18

IE 5.5

RealPlayer

Win ME

WebLogic

4

19

IE 5.5

RealPlayer

Win 98

WebLogic

4

20

IE 5.5

MediaPlayer

Win NT

Apache

Win NT

21

IE 5.5

None

Win 2000

4

Linux

22

IE 5.5

4

7

IIS

Win 2000

23

IE 5.5

4

Win XP

IIS

Win 2000

24

IE 5.5

None

8

4

Linux

25

Net 6.0

RealPlayer

Win 95

4

Linux

26

Net 6.0

MediaPlayer

Win ME

IIS

Win 2000

27

Net 6.0

MediaPlayer

Win 98

IIS

Win 2000

28

Net 6.0

RealPlayer

Win NT

4

Linux

29

Net 6.0

4

Win 2000

Apache

Win NT

30

Net 6.0

None

7

WebLogic

4

31

Net 6.0

None

Win XP

WebLogic

4

32

Net 6.0

4

8

Apache

Win NT

33

Net 6.1

RealPlayer

Win 95

4

Win 2000

34

Net 6.1

MediaPlayer

Win ME

IIS

Linux

35

Net 6.1

MediaPlayer

Win 98

IIS

Linux

36

Net 6.1

RealPlayer

Win NT

4

Win 2000

37

Net 6.1

4

Win 2000

Apache

4

38

Net 6.1

None

7

WebLogic

Win NT

39

Net 6.1

None

Win XP

WebLogic

1 Win NT

40

Net 6.1

4

8

Apache

4

41

Moz 1.1

MediaPlayer

Win 95

Apache

4

42

Moz 1.1

RealPlayer

Win ME

WebLogic

Win NT

43

Moz 1.1

RealPlayer

Win 98

WebLogic

Win NT

44

Moz 1.1

MediaPlayer

Win NT

Apache

4

45

Moz 1.1

None

Win 2000

4

Win 2000

46

Moz 1.1

4

7

IIS

Linux

47

Moz 1.1

4

Win XP

IIS

Linux

48

Moz 1.1

None

8

4

Win 2000

49

Net 7.0

4

Win 95

WebLogic

Win 2000

50

Net 7.0

None

Win ME

Apache

Linux

51

Net 7.0

None

Win 98

Apache

Linux

52

Net 7.0

4

Win NT

WebLogic

Win 2000

53

Net 7.0

RealPlayer

Win 2000

IIS

4

54

Net 7.0

MediaPlayer

7

4

Win NT

55

Net 7.0

MediaPlayer

Win XP

4

Win NT

56

Net 7.0

RealPlayer

8

IIS

4

57

Opera 7

None

Win 95

IIS

4

58

Opera 7

4

Win ME

4

Win NT

59

Opera 7

4

Win 98

4

Win NT

60

Opera 7

None

Win NT

IIS

4

61

Opera 7

MediaPlayer

Win 2000

WebLogic

Win 2000

62

Opera 7

RealPlayer

7

Apache

Linux

63

Opera 7

RealPlayer

Win XP

Apache

Linux

64

Opera 7

MediaPlayer

8

WebLogic

Win 2000

Что делать с не назначеными значениями (4=4,7=7 и др.) му уже знаем - выберите им любые валидные значения для переменной и запишите в таблицу.

Вот и все, можно составлять тест кейсы.

Еще раз хочу обратить внимание - выбрать подходящий ортогональный массив и заполнить его помогут различные тулзы на подобие http://www.testersdesk.com/pairwse_testersdesk.html. Вам всего лиш нужно будет определить входные данные и количество значений входных данных.

Будем считать с pairwise testing на основе ортогональных массивов мы разобрались. Следующим постом пойдет повествование о pairwise testing на основе Allpairs Algorithm.

Заимствованно с http://w1zle.blogspot.ru

State-Transition Testing

State-Transition Testing



Вступление

State-Transition testing, как и decision tables testing, отличный инструмент для фиксирования требований и описания дизайна приложения. В отличии от Decision tables testing, которые описывают конкретное состояние приложения, State-Transition testing описывают как эти состояния приложения могут меняться. Диаграммы определяют все события, которые возникают во время работы приложения, и как приложение реагирует на эти события.

Подход

Использование техники State-Transition testing легче объяснять сразу в работе, на примерах. Разберем 2 вида визуального представления этой техники:
 * State-Transition Diagrams (диаграмы)
 * State-Transition Tables (таблицы)

State-Transition Diagrams

Разберем пример резервации авиабилетов. Работает она следующим образом.

Сначала, мы как клиенты, предоставляем авиакомпании информацию для резервации - место отправления, место прибытия, дату и время отправления. Служащий авиакомпании служит интерфейсом между нами и системой резервации авиабилетов, и использует предоставленную нами информацию для создания резервации. После этого наша резервация находиться в состоянии "Made" (сделана). Вдобавок, после создания резервации, система резервации, запускает таймер. Если таймер выходит, а зарезервированный билет не оплачен - система отменяет резервацию.
В виде State-Transition diagrams это будет выглядеть так:




Круг представляет собой состояние системы резервации авиабилетов, в нашем случае это "Made" состояние. Стрелка показывает переход в состояние "Made". Описание под стрелкой ("giveInfo") это событие исходящие извне системы. Команда, в описании под стрелкой (после "/"), говорит нам, что система сделала какое то действие в ответ на событие, в нашем случае это запуск таймера. Черная точка указывает на начало/вход диаграммы.





Далее. Если таймер не истекает и мы оплатили зарезервированный билет, то система приобретает состояние "Paid" (оплаченный). Это показано стрелкой "payMoney" (заплатить деньги) и переходом из состояния "Made" в состояние "Paid".

Перед тем как продолжим стоит определиться с понятиями:

 * Состояние (state)(представленное в виде круга на диаграмме) - это состояние приложения, в котором оно ожидает 1 или более событий. Состояние помнит входные данные полученные до этого и показывает как приложение будет реагировать на полученные события. События могут вызывать смену состояния и/или инициировать действия.
 * Переход (transition) (представленное в виде стрелки на диаграмме) - представляет переход одного состояния в другое, происходящий по событию.
 * Событие (event) (представленное ярлыком над стрелкой) - событие это что то, что заставляет приложение поменять свое состояние. Cобытия могут поступать извне приложения, поступающие через интерфейс приложения. Так же само приложение может генерировать события, например как событие "истек таймер". Когда происходит событие приложение может поменять состояние или остаться в том же состоянии и/или выполнить действие. События могут иметь параметры, например событие "payMoney" может иметь параметры "Cash", "Check", "Debit Card", или "Credit Card".
 * Действие (action) (представлено после "/" в ярлыке над преходом) - это действие инициированное сменой состояния. Это может быть "напечатать билет", "показать на экране" и др. Обычно действия создают что то, что является выходными/возвращаемыми данными системы. Действия возникают при переходах, сами по себе состояния пассивны.
 * Точка входа показывается на диаграмме как черная точка.
 * Точка выхода показывается на диаграмме как мишень.

Вернемся к нашей диаграмме резервации.

Из состояния "Paid" должен быть переход в состояние "Ticketed" (обилечен), когда билет будет напечатан и передан нам в руки. Обратите внимание, что при переходе в состояние "Ticketed", авиабилет (Ticket) является входными данными состояния.



Из состояния "Ticketed" мы переходим в состояние "Used" (использованный), когда отдаем свой билет персоналу аэропорта, при посадке в самолет.



После какого то действия(в этот раз не указанного на диаграмме) путь диаграммы заканчивается символом мишени.



Но эта диаграмма показывает еще не все возможные состояния и переходы в жизненном цикле резервации. Начнем дополнять.

Если резервация не оплачена по истечению таймера, то она отменяется как не оплаченная.



Иногда клиенты отменяют заказы из состояния "Made". На это дело нам нужно еще 1 состояние "Cancelled By Customer".



Так же, клиент может отменить резервацию на состоянии "Paid". В этом случае состояние тоже становиться "Cancelled By Customer" и стоимость билета клиенту возмещают.



Отменить резервацию можно и с состояния "Ticketed". В этом случае состояние опять становиться "Cancelled By Customer" и авиакомпания возмещает стоимость билета клиенту. Но! Компания возместит стоимость билета только тогда, когда клиент вернет билет. Этот случай представляет еще один не описанный элемент диаграмм - квадратные скобки " [ ] ", которые представляют условие к переходу. Переход в состояние в этом случае случится только если условие (то что в " [ ] ") =  true.



Диаграмма все еще не закончена, ибо нет перехода в точку выхода из "Cancelled" состояний, но для примера этой диаграммы достаточно. К слову, каждое состояние диаграммы можно подробней описать с помошью Decision Table.

State-Transition Tables

State-Transition Tables имеет не такой наглядный вид, зато более полный и систематизированный. State-transition tables состоит из 4ех столбцов - Текущее состояние (Current State), Событие (Event), Действие (Action) и Следующее состояние (next state).

Опишем уже известный нам процесс резервации авиабилетов с помощью State-Transition Table:

Текущее состояниеСобытиеДействиеСледующее состояние
nullgiveInfostartPayTimerMade
nullpayMoney--null
nullprint--null
nullgiveTicket--null
nullcancel--null
nullPayTimerExpires--null




MadegiveInfo--Made
MadepayMoney--Paid
Madeprint--Made
MadegiveTicket--Made
Madecancel--Can-Cust
MadePayTimerExpires--Can-NonPay




PaidgiveInfo--Paid
PaidpayMoney--Paid
PaidprintTicketTicketed
PaidgiveTicket--Paid
PaidcancelRefundCan-Cust
PaidPayTimerExpires--Paid




TicketedgiveInfo--Ticketed
TicketedpayMoney--Ticketed
Ticketedprint--Ticketed
TicketedgiveTicket--Used
TicketedcancelRefundCan-Cust
TicketedPayTimerExpires--Ticketed




UsedgiveInfo--Used
UsedpayMoney--Used
Usedprint--Used
UsedgiveTicket--Used
Usedcancel--Used
UsedPayTimerExpires--Used




Can-NonPaygiveInfo--Can-NonPay
Can-NonPaypayMoney--Can-NonPay
Can-NonPayprint--Can-NonPay
Can-NonPaygiveTicket--Can-NonPay
Can-NonPaycancel--Can-NonPay
Can-NonPayPayTimerExpires--Can-NonPay




Can-Custgivelnfo--Can-Cust
Can-CustpayMoney--Can-Cust
Can-Custprint--Can-Cust
Can-CustgiveTicket--Can-Cust
Can-Custcancel--Can-Cust
Can-CustPayTimerExpires--Can-Cust

Преимущество State-Transition Tables в том, что они определяют все возможные State-Transition варианты, а не только валидные. Поэтому State-Transition Tables часто приводят к нахождению не определенных, не документированных State-Transition комбинаций, которые лучше находить перед написанием кода.

Создание тест кейсов

State-Transition Diagrams могут быть легко использованы для создания тест кейсов. Необходимо создать набор тест-кейсов, который должен пройти по всем переходам хотя бы раз.



Из State-Transition Tables тоже достаточно легко делать тест кейсы. Стоит пройтись по всем валидным комбинациям (если есть время или не позволяют рискиможно пройтись и по всем невалидным комбинациям). В таблице отмечены все валидные комбинации жирным:

Текущее состояниеСобытиеДействиеСледующее состояние
nullgiveInfostartPayTimerMade
nullpayMoney--null
nullprint--null
nullgiveTicket--null
nullcancel--null
nullPayTimerExpires--null




MadegiveInfo--Made
MadepayMoney--Paid
Madeprint--Made
MadegiveTicket--Made
Madecancel--Can-Cust
MadePayTimerExpires--Can-NonPay




PaidgiveInfo--Paid
PaidpayMoney--Paid
PaidprintTicketTicketed
PaidgiveTicket--Paid
PaidcancelRefundCan-Cust
PaidPayTimerExpires--Paid




TicketedgiveInfo--Ticketed
TicketedpayMoney--Ticketed
Ticketedprint--Ticketed
TicketedgiveTicket--Used
TicketedcancelRefundCan-Cust
TicketedPayTimerExpires--Ticketed




UsedgiveInfo--Used
UsedpayMoney--Used
Usedprint--Used
UsedgiveTicket--Used
Usedcancel--Used
UsedPayTimerExpires--Used




Can-NonPaygiveInfo--Can-NonPay
Can-NonPaypayMoney--Can-NonPay
Can-NonPayprint--Can-NonPay
Can-NonPaygiveTicket--Can-NonPay
Can-NonPaycancel--Can-NonPay
Can-NonPayPayTimerExpires--Can-NonPay




Can-Custgivelnfo--Can-Cust
Can-CustpayMoney--Can-Cust
Can-Custprint--Can-Cust
Can-CustgiveTicket--Can-Cust
Can-Custcancel--Can-Cust
Can-CustPayTimerExpires--Can-Cust

Ну вот и всё. Надеюсь получилось понятно описать суть техники.

Заимствованно с http://w1zle.blogspot.ru

Decision Table Testing

Decision Table Testing



Introduction
Decision Tables - хороший инструмент для фиксирования требований и описания функциональности приложения. Этими таблицами очень удобно описывать бизнес логику приложения, и в добавок они могут служить отличной основой для создания тест кейсов.

Если на тестируемое приложение нет адекватной документации, то это хороший повод использовать decision tables. Представляя требования в простой и компактной форме будет легко создавать тест кейсы.

Aproach
Decision Tables описывают логику приложения основываясь сущностях(свойствах/условиях) состояния системы. Каждая decision table должна описывать 1 состояние системы. Шаблон таблицы решений следующий:



Правило 1Правило 2Правило p
Сущность



Свойство-1



Свойство-2







Свойство-m








Действия



Действие-1



Действие-2







Действие-n




Не бойтесь, скоро все станет понятно ;)

Сущность(conditions) от 1 до m - это разные свойства системы, они представляют в таблице входные данные, которые можно ввести в систему. Действия(actions) от 1 до n - это действия которые могут произойти с указанной комбинацией сущностей, в зависимости от комбинации всех входных данных сущностей, действия принимают нужные значения. Каждое правило определяет уникальный набор входных данных всех свойств, которые приводят к исполнению конкретных действий.

Правило для создания тест кейсов просто - создайте как минимум 1 тест кейс на каждое правило в таблице. Просто поменяйте имена столбцов.

Тест кейс 1Тест кейс 2Тест кейс p
Входные данные



Свойство-1



Свойство-2







Свойство-m








Ожидаемый результат



Действие-1



Действие-2







Действие-n



По моему немного путано пока выглядит... Давайте разбирать на примерах.


Пример 1. 2 бинарных сущности, 1 действие

Представим, что тестируем приложение для страховой компании. Это приложение вычисляет скидку на страхование автомобилей, взаимозависимости от того, был ли водитель хорошим студентом и состоит ли он в браке. Как вычисляется скидка от этих условий покажем сразу с помощью decision table.

Начнем со сущностей, их у нас всего 2 - был ли клиент хороший студент и состоит ли в браке. Каждое из свойств бинарное - т.е. может принимать значение либо true либо false.

Правило 1Правило 2Правило 3Правило 4
Сущность



Состоит в браке?YesYesNoNo
Хороший студент?YesNoYesNo
Эта таблица содержит все возможные комбинации значений наших сущностей(сущности - "Состоит в браке?" и "Хороший студент?").

Теперь разберемся с действиями. В зависимости от комбинации значений наших сущностей у нас вычисляется скидка - то есть скидка - это результат взаимодействия сущностей, то есть - это и есть наше действие.

Правило 1Правило 2Правило 3Правило 4
Сущность



Состоит в браке?YesYesNoNo
Хороший студент?YesNoYesNo
Действия



Скидка ($)6025500
Теперь мы явно видим какую форму примет действие при каких значениях сущностей.

Делать тест-кейсы по Decision table очень легко - создайте как минимум 1 тест кейс на каждое правило. Вот так:

Тест кейс 1Тест кейс 2Тест кейс 3Тест кейс 4
Входные данные



Состоит в браке?YesYesNoNo
Хороший студент?YesNoYesNo
Ожидаемый результат



Скидка ($)6025500
или вот так:
Test Case IDСостоит в браке?Хороший студент?Ожидаемый результат
TC1YesYesскидка = 60
TC2YesNoскидка = 25
TC3NoYesскидка = 50
TC4NoNoскидка = 0

Вот уже стало яснее :) Давайте разбираться дальше.

Заимствованно с http://w1zle.blogspot.ru